Изучение гипноза (часть 1)

Изучение гипноза (часть 1)

Можно говорить о том, что изучение гипноза прошло несколько этапов. Остановимся на них более подробно.

Донаучный этап сложно назвать «этапом изучения» в строгом понимании, ибо наука в то время была не так развита, как в наше, и не ставила перед собой задачи изучить природу внушаемости. Этот «этап», условно говоря, начался около 40.000 лет назад (когда, согласно данным культурной антропологии, появились первые погребальные церемонии и возникли зачатки религиозных культов) и закончился во второй половине XVIII века, когда внушаемость как таковая стала предметом интереса первых признанных наукой формальных гипнотизеров (Ф.А. Месмер и А.-М.-Ж. де Пюисегюр).

Следует понимать, что внушаемость тогда как научное понятие не выделялась. Интерес, скорее, представляло измененное состояние сознание (ИСС), в котором человек мог обрести мистический опыт, недоступный в обычном, профаническом, состоянии. Как правило, речь шла о различных религиозных практиках – шаманских, буддийских, индуистских, суфийских и других. Основными «учеными», соответственно, являлись шаманы, жрецы, священники и другие служители культа.

Для них интерес представлял сам мистический опыт, его содержание, единение с высшими сущностями, своего рода трансперсональное путешествие. Податливость внушению вызывала, скорее, «побочный» и чисто практический, а не теоретический интерес. Так, нет текстов, анализирующих данный феномен. Зато есть тексты, в которых косвенно упоминается внушаемость (гипнабельность) в контексте индукции ИСС. Так, например, многие традиционные «психотехнологии священного» в качестве подготовительного шага имеют соблюдение длительного поста – он, в силу ряда причин, увеличивает внушаемость и гипнабельность (хотя в таких терминах об этом, конечно, и не говориться).

На этом этапе интерес для жрецов также представляла сами мистические практики, их техническая сторона – что, как и когда делать, чтобы быстрее и глубже перейти в измененное состояние сознания. Техническим элементам придавалось религиозное значение, а вовсе не научное. Это было хоть какое-то объяснение и оно было в духе того времени.

Развитие науки на Западе, особенно в период первой научно-технической революции (около 1750 года, связывают с изобретением и внедрением парового двигателя), сделали представления об измененных состояниях сознания и психотехнологиях их индукции менее сакрализированными. Хотя их продолжали и продолжают использовать, теоретическое осознание природы внушаемости в рамках религиозно-мистической традиции было невозможно. Требовался новый подход к этой проблеме, вернее, требовался вообще хоть какой-то подход, ибо на донаучном этапе феномен внушаемости как таковой не изучался.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Хотите получать самую свежую информацию? Тогда подпишитесь
ТЕЛЕФОН:
Skype:
vlasovppl
АДРЕС:
Москва, ул. 1-ая Миусская, д. 22/24, стр. 2