Изучение гипноза (часть 2)

Изучение гипноза (часть 2)

Эта статья является продолжением описания истории изучения гипноза.

Переходный этап в изучении гипноза начался, приблизительно, в середине XVIII века и продолжался до создания первых научных лабораторий изучения гипноза в начале ХХ века. В это время формируется интерес к гипнозу у широкой публики и предпринимаются первые попытки его объяснения. Косвенно этот процесс затрагивает и феномен внушаемости.

Первым «исследователем» гипноза на этом этапе становится австрийский врач Франц Антон Месмер (1734-1815). Слово исследователь мы специально ставим в кавычки, ибо его интересовала не теоретическая, а практическая сторона данного явления. Тем не менее, фактически, первая теория гипноза была создана им. В ее основе лежит концепция «животного магнетизма» — флюида, который пронизывает всю сущее, может передаваться между живыми и неживыми объектами. Внушаемость как феномен, достойный изучения, Месмера интересовала мало. Такое отношение к ней сохранилось и у его последователей, таких как Аманд-Мари-Жак де Пюисегюр (1751-1825).

В Британии изучением гипноза, в первую очередь его практической составляющей, занимались врачи различных специальностей. Шотландский невролог Джеймс Брейд (1795-1860) обратил внимание на то, что человек в состоянии транса напоминает спящего. Он предложил назвать это состояние, равно как и саму процедуру его индукции, «гипнозом» — по имени Гипноса, традиционно связываемого со сном в древнегреческой мифологии . Другой английский врач, колониальный хирург Джеймс Эсдейл (1808-1859), провел в Индии более 300 полостных операций под гипнозом, доказав его необычные возможности. Внушаемость уже в большей степени интересовала этих ученых.

Во второй половине XIX века центр изучения гипноза переместился во Францию. Амбруаз Огюст Льебо (1823-1904) приводит данные, согласно которым он провел под гипнозом более 7500 операций, включая стоматологические. Его коллега Ипполит Бернгейм (1840-1919) выдвинул первую теорию гипноза, характеризующуюся относительной научностью. Согласно ей, гипноз не связан ни с каким измененным состоянием сознания, а представляет собой дачу внушений субъекту, находящемуся в состоянии пассивного восприятия информации такого рода; по сути, это первое определение внушаемости – пассивность, податливость внушению, непротивление воздействию. В это же время во Франции работает известный психиатр Жан-Мартен Шарко (1825-1893), который уподобляет гипноз искусственно вызванной истерии . Эти ученые уже всерьез изучают внушаемость, но с субъективистских позиций.

Значительное по объему количество эмпирически полученного материала так и не было системно теоретически осмысленно в то время. Причиной этого стала точка зрения австрийского невролога З. Фрейда, который подверг критике гипноз за то, что полученные в результате его воздействия данные искажают реальность, а сам он вызывает эротизированный перенос . Следовательно, такой метод не может использоваться для лечения, и для его замены был предложен психоанализ. В результате в европейских странах гипноз и связанная с ним внушаемость стали табуированными темами почти на 70 лет.

Главная особенность этого этапа в развитии изучения внушаемости – переход от религиозно-мистического понимания «гипноза» к более научному, хоть пока и несовершенному, объяснению данного феномена.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Хотите получать самую свежую информацию? Тогда подпишитесь
ТЕЛЕФОН:
Skype:
vlasovppl
АДРЕС:
Москва, ул. 1-ая Миусская, д. 22/24, стр. 2