Изучение гипноза (часть 3)

Изучение гипноза (часть 3)

Эта статья является продолжением описания истории изучения гипноза.

Научный этап изучения внушаемости начался в первой четверти ХХ века. Как и в случае с «легализацией» психологии как науки в 1879 году , возникновение психологии внушаемости можно связать с появлением первых лабораторий, исследовавших этот феномен. В силу того, что этими лабораториями были лаборатории естественнонаучного профиля (биологические, медицинские и др.), допустимо говорить о методологическом и парадигмальном сдвиге фокуса изучения внушаемости с идеалистических на материалистические позиции.

Эта тенденция в еще более выраженном виде обозначилась к середине ХХ в. Именно в это время появляются работы, ставшие «классикой» исследования гипноза. Становятся известными имена выдающихся психологов и врачей, изучавших гипнабельность и внушаемость в то время: А. Вайценхоффера, У. Крогера, Э. Хилгарда и других. Создаются новые теории, объясняющие данное явление – неодиссоциативная, бихевиоральная, феноменологическая. Серьезный вклад в популяризацию гипноза вносит известный практик гипноза М. Х. Эриксон, использовавший косвенный, недирективный гипноз, и его коллега и ученик – Э. Росси. Затем его исследования продолжили ученики – «неоэриксонианцы» – Дж. Зейг, С. Гиллиген, Р. Хейвенс и ряд иных.

В США, где психоанализ не получил такого распространения, как в Европе, особое влияние имела философия прагматизма, согласно которой в фокусе научных исследований должно находиться то, что приносит человеку пользу. Развитию интереса к гипнозу способствовал также популярный в то время эстрадный гипноз – специфический и довольно прибыльный вид шоу. Надо отметить, что именно в США в первой половине ХХ в. получает развитие социальная психология как наука.

Социальная психология того времени характеризовалась многочисленными противоречиями, свойственными нарождающейся отрасли науки. В частности, велись неутихающие споры о том, каким должен быть предмет ее изучения (скорее социологическим или скорее психологическим), методы исследования и соотношение теории и практики. В итоге поначалу верх взяли сторонники прагматизма и те исследования, которые проводились до 1950-х гг., характеризовались активным сбором эмпирических данных со слабыми попытками их систематизировать и теоретически обосновать.

В 1970-х гг., благодаря развитию социологии и кибернетики, идея общественных детерминант психики проникает и в исследования, касающиеся гипноза. Появляются исследования Т. Барбера, Т. Сарбина, Н. Спаноса, С. Линна, И. Кирша и других ученых. Их уже можно назвать социально-психологическими, так как в них изучаются именно групповые детерминанты внушаемости – конформизм, ролевое взаимодействие, психическое заражение. Выводы, полученные в результате этих изысканий, можно объединить в одну общую теорию, которая получила наибольшее развитие – социокогнитивную теорию внушаемости.

Очевидный интерес американских психологов и врачей к гипнозу оказал влияние и на другие страны, в первую очередь Францию и Великобританию. Европейцы, хотя и с некоторым опозданием, в итоге также приступили к изучению внушаемости. Это во многом было вызвано развитием различных модальностей психотерапии помимо психоанализа, и, следовательно, реабилитацией гипноза как метода помощи человеку. Особую роль здесь сыграл французский врач Д. Араоз, который был учеником М. Эриксона и сделал многое для того, чтобы его идеи укоренились в Европе. Франция с тех пор является наиболее передовой страной, проводящей исследования внушаемости в Европе. Известны ее ученые и практики – Л. Шерток, Ж. Годен, Ш. Жюслен и Ж. Беккио. Также известно, что в этой стране сложилась хорошая социологическая традиция, поэтому изучение указанного феномена во многом происходит через призму общественного взаимодействия.

Суммировав все вышеописанное, можно сказать, что научный этап изучения внушаемости начался в первой половине ХХ века как попытка объяснить данный феномен с естественнонаучных, а не идеалистических позиций. В дальнейшем в процесс изучения гипноза и внушаемости включилась новая наука – социальная психология. Интерес к биологической и когнитивной сторонам внушаемости пробудился и у интегративных дисциплин, таких как нейронаука и когнитивная наука. На сегодняшний день стало очевидным, что внушаемость может быть изучена в триединстве биологического, социального и психологического составляющих.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Хотите получать самую свежую информацию? Тогда подпишитесь
ТЕЛЕФОН:
Skype:
vlasovppl
АДРЕС:
Москва, ул. 1-ая Миусская, д. 22/24, стр. 2